КОТЕЛЬНОЕ

БЛОК УПРАВЛЕНИЯ, РОЗЖИГА И СИГНАЛИЗАЦИИ БУРС-1М

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

ТЭО.322.001 РЭ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 1 Назначение 3

 2 Технические характеристики 3

 3 Состав изделия 4

 4 Устройство и работа изделия 4

 5 Размещение и монтаж 7

 6 Маркировка 8

 7 Упаковка 8

 8 Общие указания по эксплуатации 9

 9 Указания мер безопасности 9

 10 Проверка технического состояния 9

 11 Характерные неисправности 10

 12 Правила хранения 10

 13 Транспортирование 10

 14 Приложения 10

 

Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для ознакомления с техническими данными, принципом действия, правилами монтажа и эксплуа- тации БУРС-1М (в дальнейшем блок управления).Принятые в тексте условные сокращения распространяются на всю текстовую документацию блока управления.

Перечень сокращений

 ФД -1М, ФД -2М − фотодиодные датчики

 СКЗ − соленоидный клапан запальника

 СКБГ − соленоидный клапан большого горения

 СКМГ − соленоидный клапан малого горения

 МП − магнитный пускатель

 БУС − блок управления и сигнализации

 БПРК − блок питания, розжига и контроля пламени

 СКО − соленоидный клапан отсечки

 ЭКТ − электроконтактный термометр

 МЭО − механизм электрический однооборотный

 КЭ − контрольный электрод

 СКБ − соленоидный клапан безопасности

 

1 Назначение

 1.1 Блок управления предназначен для автоматизированного пуска  (останова), регулирования процесса горения и обеспечения работы зашит  отопительных водогрейных котлов мощностью от 0,5 до 3,0 МВт, работаю щих на газообразном и жидком топливе.

 1.2 Блок управления обеспечивает сетевую сигнализацию при аварийных ситуациях и изапоминание первопричины аварии, передачу обезличенного сигнала на диспетчерский пульт. Блок управления предназначен для  совместной работы с автоматикой типа АМКО.

 

2 Технические данные

 2.1 Количество контролируемых параметров − 9.

 2.2 Параметры электрического питания блока управления:

 − напряжение переменного тока, при частоте (50 ±1) Гц, В−(187…242);

 − мощность, потребляемая блоком управления, ВА, не более − 140.

 2.3 Продолжительность непрерывной работы блока

 управления, часов, не менее − 40 .

 2.4 Длительно допустимый ток через контакты реле , А − 4.

 2.5 Выдержки реле времени, секунд: − КТ1 (20... 100);

 − КТ2 (5...15);

 − КТЗ (60...120).

 2.6 Температура окружающего воздуха, при

 относительной влажности 80 %, °С − от плюс 5 до плюс 50.

 2.7 Габаритные размеры блока управления, мм, не более:

 длина − 485

 ширина − 435

 высота − 127

 2.8 Масса, кг, не более − 14 .

 

3 Состав изделия

 Блок управления состоит из следующих основных частей:

 − блок управления и сигнализации (БУС), черт. ТЭ2.399.001 − 1 шт.

 − блок питания, розжига и контроля (БПРК), черт. ТЭ 5.121.001 − 1шт.

 

4 Устройство и работа изделия

 4.1. Конструкция блока управления.

 4.1.1 БУС выполнен на базе каркаса блочного вставочного К2 КБ7−1 ОСТ

 25−51−78. БУС размещается в каркасе с двумя боковинами и с вертикальной

 перегородкой, разделяющей каркас на два отсека. В левом .отсеке устанавливает-

 ся БПРК, в правом отсеке находятся коммутационные реле, реле времени,

 входящие в состав БУС.

 На задней панели каркаса расположены предохранитель сети и клемма заземления, а в проеме установлены два разъема для подсоединения к блоку  управления внешних цепей.

 4.1.2 БПРК выполнен в виде отдельного функционального субблока, который устанавливается в левом отсеке каркаса на направляющих и закрепляется  винтами.

 4.1.3 Спереди каркас закрыт лицевой панелью БПРК и лицевой пане-

 лью БУС. На лицевой панели БПРК размешен тумблер включения питаю-

 щей сети и светодиод “СЕТЬ”, На лицевой панели БУС размещены светодио-

 ды “ДАВЛЕНИЕ ВОДЫ НИЗКОЕ”, “ДАВЛЕНИЕ ВОДЫ ВЫСОКОЕ”,

 “ДАВЛЕНИЕ ГАЗА НИЗКОЕ”, “ДАВЛЕНИЕ ГАЗА ВЫСОКОЕ”,

 “ДАВЛЕНИЕ ТОПЛИВА НИЗКОЕ”, “ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ВЫСОКАЯ”,

 “ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА НИЗКОЕ”, “ФАКЕЛА НЕТ”, “РАЗРЕЖЕНИЕ В ТОП-

 КЕ НИЗКОЕ”, “НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА”, “АВАРИЯ”, кнопки “КОНТРОЛЬ

 СИГНАЛИЗАЦИИ”, “ПУСК”, “СТОП”, тумблер “ПРИ ПУСКЕ − НОРМАЛЬ-

 НАЯ РАБОТА” (см. Приложение Б).

 4.2 Работа блока управления.

 4.2.1 Блок управления работает в комплекте с датчиками и исполнитель-

 ными устройствами в системе автоматики АМКО.

 Датчики и вспомогательные устройства подсоединяются к контактам разъе-

 мов блока управления (см. Приложение А).

 Питание блока управления осуществляется подачей напряжения 220 В, час-

 тотой 50 Гц на контакты 1с, 2с разъема ХР 2, причем на контакт 1с подается

 фазное напряжение, а на контакт 2с подается “Земля”.

 4.2.2 При включении тумблера SА1 БПРК (см. Приложение Д), напря-

 жение сети подается на. магнитный пускатель вентилятора МП−1, через кон-

такты 7с разъема ХS1 и Ос разъема ХР2, а также через контакты 5с и 6с

 разъема ХР2 на обмотку соленоидного клапана безопасности СКБ, вызывая

 его открытие. Через контакты 10 − 11 реле К1, 5 − 2 реле времени КТЗ, 6а разъ-

 ема ХР2 напряжение подается на питание МЭО для открытия заслонки, начи-

 нается вентиляция топки.

 Кроме того, напряжение подается на трансформатор ТV блока БПРК (см. При-

 ложение Д) и на схему сигнализации (см. Приложение Г). Включаются светоди-

 оды НL1 “СЕТЬ” БПРК и НL9 “ФАКЕЛА НЕТ” БУС.

 По истечении времени, необходимого для вентиляции топки, определяемого

 выдержкой реле времени КТЗ (60...120) с, через контакты 10 − 11 реле К1, кон-

 такты 4 − 2 реле времени КТЗ, контакт 1а разъема ХР2 напряжение подается на

 МЭО для закрытия заслонки. После закрытия заслонки замыкаются контакты

 микропереключателя SQ3 МЭО, обеспечивая возможность включения кнопки

 SВ2 “ПУСК” БУС.

 К этому времени все контролируемые параметры должны находиться в

 нормальных пределах. При нажатии кнопки SВ2 “ПУСК” срабатывает реле К1,

 шунтируя своими контактами 2 − 3 кнопку SВ2 “ПУСК”. Замыкаются контак-

 ты 8 − 9, реле К1, подавая сигнал к открытию соленоидного клапана запальни-

 ка СКЗ (контакты 5с, 9а разъема ХР2) и соленоидных клапанов отсечки СКО

 (контакты 7а разъема ХS1, 5с разъема ХР2), включается реле времени КТ2.

 Одновременно замыкаются контакты 17−18 реле К1, включая схему управле-

 ния зажиганием. Напряжение со схемы поступает на контакты 7а, Оа разъема ХР2

 для питания катушки зажигания Б1 и далее электрозапальника ЭЗ.

 Если розжиг запального устройства окажется неудачным в течение выдер-

 жки времени реле КТ2 − (5...15) с, то оно своими контактами 2 − 4 замкнет цепь

 питания катушки реле К2. Реле К2 своими контактами 7 − 8 разорвет цепь питания

 катушки реле К1, контактами 5 − 6 включит светодиод НL11 “АВАРИЯ” и звонок

 (контакты 7с, 8с разъема ХР2), контактами 11 − 12 подаст сигнал в линию диспет-

 черской сигнализации (контакты 9с, Ос разъема ХS1) и разомкнет вторую линию

 диспетчерской сигнализации'(контакты 8с, Ос разъема ХS1). Реле К1 контактами

 17 18 отключит соответственно схему зажигания. После выяснения и устране-

 ния причин неудачного розжига, необходимо осуществить повторный запуск.

 4.2.3 Если розжиг запального устройства оказался удачным, то реле контро-

 ля пламени второго контрольного электрода К10 срабатывает и своими контак-

 тами 12 11 включает соленоидный клапан малого горения СКМГ, контакта-

 ми 2 3, включает реле контроля пламени первого контрольного электрода К11, контактами 4 5 отключает реле времени КТ-3. Реле К11 своими контактами

 10 11, 7 8, 1 2 отключает соответственно питание схемы зажигания (контак-

 ты 7а, Оа разъема ХР2) и реле времени КТ2, выключается светодиод НL9 “ФА –

 КЕЛА НЕТ”, а контактами 4 5 снимает напряжение с контакта 6с разъема

 ХР2, закрывая СКБ.

 Реле К10 контактами 5 6 включает реле К17, которое встав на самобло-

 кировку, контактами 4 5 размыкает цепь управления зажиганием, исключая тем

 самым повторный розжиг котла до полной его остановки и последующей вентиля-

 ции; Повторный запуск производится последовательным отключением и включе-

 нием тумблера SА1 БПРК.

 

 

 Реле времени КТ1 служит для обеспечения совместной работы СКЗ и СКМГ в

 течение выдержки времени, диапазон которого (20...100) с. На эту же выдерж-

 ку времени отключается вход “ДАВЛЕНИЕ ГАЗА НИЗКОЕ” (контакты 1с, 5с

 разъема ХS1).

 По истечении этой выдержки реле времени КТ1 своими контактами 4 2 ,

 работающими на замыкание включает реле К12 и К16. Реле К12 и К16 блоки-

 руются контактами 11 12 реле К16 и остаются постоянно под напряжением.

 Контактами 5 6 реле К12 подготовится цепь светодиода НL1О “НОРМАЛЬ-

 НАЯ РАБОТА”, контактами 7 8 отключится напряжение с контакта 9а разъ-

 ема ХР2 (СКЗ), контактами 10 11 отключится напряжение питания реле вре-

 мени КТ1. Для работы СКЗ в дежурном режиме (постоянно) в процессе

 монтажа устанавливается перемычка между контактами 7а ХS1 и 9а ХР2.  

 При размыкании контактов 7 8 реле К12 и отключении клапана СКЗ, кон-

 троль пламени осуществляется контрольными электродами КЭ газовой горел-

 ки, подключаемыми к контактам 2а, 1а и За, 1а разъемаХS1.

 Реле К16 контактами 2 3 включает вход “ДАВЛЕНИЕ ГАЗА НИЗКОЕ”

 {контакты 1с, 5с разъема ХS1).

 4.2.4  Схема контроля пламени БПРК размещена на плате датчика пламени

 двухканального и представляет собой два усилителя постоянного напряжения,

 выполненных на операционных усилителях DА1 и DА2. К выходам операцион-

 ных усилителей подключены транзисторы VТ1 и VТ2, обеспечивающие необхо-

 димую нагрузочную способность для включения реле К10 и К11.

 Питание схемы контроля пламени осуществляется от двухполярного стабили-

 зированного источника, выполненного на микросхемах SТV1 и SТV2 платы пи-

 тания и зажигания.

 Принцип действия схемы контроля пламени основан на детектирующих

 свойствах пламени. Если пламя отсутствует, промежутки между контактами

 2а, 1а и За, 1а разъема ХS1 разомкнуты, за счет отрицательного начального сме-

 щения на неинвертирующем входе операционного усилителя, создаваемого дели-

 телем на резисторах R10, R11, R15, R16, R19, (R13, R14, R17, R18, R20) выход-

 ное напряжение операционного усилителя имеет отрицательное значение, выхо-

 дной транзистор заперт и реле выключено.

 При появлении пламени, омывающего контрольный электрод запальника,

 промежутки между контактами 2а 1а и За 1а разъема ХS1 оказываются как

 бы замкнутыми через диод. Переменное напряжение сети, подводимое к проме-

 жутку через конденсатор С1 (С2) выпрямляется и в отрицательной полярности

 прикладывается к инвертирующему входу операционного усилителя. В тот мо-

 мент времени, когда это напряжение превысит напряжение начального сме-

 щения, операционный усилитель переключается, напряжение на его выходе

 приобретает положительное максимальное значение, открывается выходной тран-

 зистор, включаются реле К10 или К11.

 В блоке управления предусмотрена самозащита в случае короткого за-

 мыкания контрольного электрода на корпус горелки (перемыкание контактов

 1а и За1а разъема ХS1). В этом случае реле К10 и К11 обесточиваются,

 как и при погасании пламени.

 

 4.2.5 По истечении времени, необходимого для прогрева чугунных сек-

 ций котла, но не менее времени выдержки реле КТ1, тумблер SА1 БУС перево-

 дится в положение “НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА” и включается клапан СКБГ или

 открывается заслонка МЭО.

 4.2.6 Контакт микропереключателя терморегулируюшего прибора автома-

 тики АМКО может периодически размыкаться и замыкаться в процессе работы

 котла при изменении нагрузки работы котельной (температуры горячей воды).

 В соответствии с этим происходит периодическое отключение и включение

 СКБГ или соответственно закрытие и открытие заслонки МЭО.

 4.2.7 Остановка котла осуществляется нажатием кнопки SВЗ “СТОП”

 БУС. В этом случае размыкается цепь питания катушки реле К1. Контакты 8 9

 размыкаются, отключая питание соленоидных клапанов СКБГ и СКМГ, выклю-

 чается светоднод НL10 “НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА”. Клапаны прекращают пода-

 чу топлива к горелкам, гаснет пламя в топке котла.

 Отсутствие пламени контролируется контрольными электродами. При отсутствии

 пламени обесточиваются реле К10 и К11, замыкаются контакты 1 2 реле К11,

 включается светодиод НL9 “ФАКЕЛА НЕТ”, включается клапан СКБ и схема

 вентиляции топки.

4.2.8        По истечении времени, необходимого для вентиляции топки котла,

 производится отключение схемы выключателем SА1 БПРКтключается транс-

 форматор ТV1, отключается питание магнитных пускателей, гаснут светоди-

 оды НL9 “ФАКЕЛА НЕТ” БУС и НL1 “СЕТЬ” БПРК”, отключается реле К17.

4.2.9        Схема аварийной сигнализации выполнена таким образом, что

 при возникновении аварийной ситуации по какомулибо параметру во время

 работы котла, контакты того или иного датчика включают соответствующее ре-

 ле схемы сигнализации (КЗ... К9,К13).

 При этом контактами обеспечиваются, самоблокировка соответствующе-

 го реле, включение соответствующего светодиода и запоминание первопричи-

 ны аварии. Кроме того, после отключения подачи топлива к горелкам включа-

 ется светодиод НL9 “ФАКЕЛА НЕТ”.

 Контактами 2 4 реле КТ2 и диодами VD1...VD8 включается реле аварий-

 ного останова К2.

 Контактами 5 6 реле К2 включается светодиод НL11 “АВАРИЯ”, контактами

 7 8 размыкается цепь обмотки К1, происходит остановка котла. Цепь передачи

 сигнала на диспетчерский пульт к контактам 8с, 9с, 0с разъема ХS1 переключается

 контактами 10 11 12 реле К2.

 Реле К14 управляет работой СКБГ и МЭО, осуществляя позиционное регулиро-

 вание температуры воды через контакты 9с и 5а разъема ХР2, соединенные соот-

 ветственно с ЭКТ min и ЭКТ max. При нажатии на кнопку SВ1 “КОНТРОЛЬ СИГ-

 НАЛИЗАЦИИ” БУС, подается напряжение на светодиоды НL1…НL11 для контро-

 ля их исправности .

 

5. Размещение и монтаж

 5.1. Блок управления предназначен для горизонтального монтажа в закрытом помещении. Место установки блока управления должно быть освещено, удобно для управления и наблюдения.

5.2. В месте установки блока управления не должно быть значительных вибраций (частота не выше 25 Гц, при амплитуде до 0,1 мм).

5.3.Кабель, соединяющий разъемы блока управления с другими приборами системы АМКО, должен соответствовать рабочему напряжению 250 В.

 Жилы кабеля должны быть медными, сечением не менее 1,5 мм . Силовые цепи должны выделяться в отдельный кабель (или несколько кабелей).

5.4. Корпус блока управления должен быть заземлен.

 

ВНИМАНИЕ !

 К контакту 1с разъема ХР2 подсоединяется фазный провод питания,

 к контакту 2с разъема ХР2 нулевой провод.

 

6. Маркировка

6.1           На лицевой стороне панели блока управления находятся надписи

 “СЕТЬ”, “ВКЛ. ВЫКЛ.”, “ДАВЛЕНИЕ ВОДЫ НИЗКОЕ”, “ДАВЛЕНИЕ

 ВОДЫ ВЫСОКОЕ”, “ДАВЛЕНИЕ ГАЗА ВЫСОКОЕ”, “ДАВЛЕНИЕ ТОП-

 ЛИВА НИЗКОЕ”, “ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ВЫСОКАЯ”, “ФАКЕЛА НЕТ”,

 “РАЗРЕЖЕНИЕ В ТОПКЕ НИЗКОЕ”, “ПРИ ПУСКЕ”, “НОРМАЛЬНАЯ РА-

 БОТА”, “АВАРИЯ”, “КОТЕЛ № _ ”, “ПУСК”, “СТОП”, “ДАВЛЕНИЕ ВОЗ-

 ДУХА НИЗКОЕ”, “КОНТРОЛЬ СИГНАЛИЗАЦИИ”.

6.2           На задней панели блока управления нанесено обозначение “Предо-

 хранитель 5А», знак заземления и ярлык фирменный, содержащий следующие

 данные:

  товарный знак завода изготовителя;

  тип изделия;

  заводской номер;

  год выпуска. .

 6.3 Маркировка транспортной упаковки производится по ГОСТ 14192-77.

 Маркировка наносится по трафарету эмалью ПФ115 ГОСТ 6465-76 и

 содержит основные, дополнительные, информационные надписи и манипуля-

 ционные знаки.

 6.3.1 Основные надписи наименование грузополучателя, наименование

 грузоотправителя.

 6.3.2 Дополнительные надписи наименование пункта отправления.

 6.3.3 Информационные надписи условное обозначение и порядковый но-

 мер блока управления, масса брутто и нетто грузового места а килограммах,

 габаритные размеры грузового места в сантиметрах.

 6.3.4 Манипуляционные знаки “ОСТОРОЖНО ХРУПКОЕ”, “ВЕРХ”,

 “БОИТСЯ СЫРОСТИ”.

 

7. Упаковка

7.1      Блок управления при упаковке подвергается консервации, вариант защиты ВЗ10 по ГОСТ 9.014-78.

7.2      Эксплуатационные документы и комплект ЗИП упаковываются в  отдельный пакет. Пакет заваривается.

7.3      Блок управления, эксплуатационные документы и комплект ЗИП упаковываются в дощатый ящик тип 1 ГОСТ 2991-85 или фанерный тип Ш по ГОСТ 5959-80.

7.4      Внутренняя поверхность ящика выстилается битумированной упаковочной бумагой по ГОСТ 5 1 5-77, или провощенной упаковочной бумагой по ГОСТ 9569-79.

7.5     В качестве амортизатора используется гофрированный картон по ГОСТ 7376-89.

7.6      Масса брутто, не более 26 кг.

7.7      Ящик после закрепления крышки обшить стальной лентой и опломбировать, используя проволоку.

 

8 Общие указания по эксплуатации

 8.1 Блок управления является сложным устройством; поэтому к обслуживанию блока допускаются лица, изучившие настоящее руководство по эксплуатации.

8.2                                 При получении ящика с блоком управления следует убедиться в полной сохранности тары. Распаковку производить в следующем порядке:

  открыть крышку ящика;

  освободить содержимое ящика от упаковочного материала;

  произвести внимательный наружный осмотр на отсутствие механических повреждений и поломок;

  проверить комплектность поставки.

 

9 Указание мер безопасности

 9.1 При эксплуатации блока должна быть обеспечена безопасность работы обслуживающего персонала.

9.2               Заземление и подключение блока управления к электрической сети

 И эксплуатация должны осуществляться в соответствии с требованиями

 “Правил устройства электрических установок”.

9.3               К обслуживанию блока управления допускаются лица, прошедшие  специальный инструктаж и имеющие удостоверение на право обслуживания электрических установок.

9.4               Выполнять меры безопасности, указанные в эксплуатационной доку-

 ментации на контрольно-измерительные приборы, применяемые при экс-

 плуатации блока управления.

9.5               При осмотре и профилактическом ремонте блок управления должен

 быть отключен от электросети.

 

10 Проверка технического состояния

 10.1 Каждый блок управления перед монтажом должен пройти лабораторную проверку. Для проверки блока управления в лаборатории необходимо иметь следующие приборы:

− прибор измерительный комбинированный Ц 4353 (Ц 4354−М1);

 − секундомер (любого типа).

 10.2 Проверка нормальной работы блока управления производится в  указанной ниже последовательности:

 − собрать схему согласно Приложения Е;

 − имитировать положение пуска, регулирования, аварийных ситуаций, останова котла, в последовательности указанной в таблице 1.

 

11 Характерные неисправности

            Перечень наиболее часто встречающихся неисправностей приведен в таблице 2.

 

12 Правила хранения

            Блок управления, при длительном хранении, должен храниться в сухом отапливаемом помещении при температуре окружающего воздуха от плюс 1 °С до плюс 40 °С и относительной влажности воздуха, не более 80 %.

 

13 Транспортирование

 Транспортирование блоков управления производится любым видом

 транспорта при условиях хранения 5 по ГОСТ 15150−69.

 

14 Приложения

 Листы

 А Схема электрическая принципиальная подключений  средств управления водогрейными котлами. 1113

 Б Габаритные размеры блока управления БУРС−1М. 14

 В Схема электрическая соединений блока управления

 БУРС−1М. 15

 Г Схема электрическая принципиальная БУС. 16,17

 Д Схема электрическая принципиальная БПРК. 1820

 Е Схема электрическая принципиальная стенда

 проверки БУРС−1М. 21,22

 Ж Таблица 1, Таблица 2. 2327

 

Рукописный шрифт из почерка Caxap
Рукописный шрифт из почерка Caxap


50  Graffiti Fonts(2)
50 Graffiti Fonts(2)


Шрифт ККМ ФЕЛИКС-02К вер. 3(ttf)
Шрифт ККМ ФЕЛИКС-02К вер. 3(ttf)