8. Правила хранения, размещения
упаковки.
Зарядно-Разрядное
устройство ЗУ-1Б(ЗР) должно храниться в упаковке предприятия-изготовителя в
закрытом помещении с температурой окружающего воздуха от –10*С
до +30*С и относительной влажности до 80% при температуре
25*С ( без
конденсации влаги).
В
помещении при хранении и эксплуатации не должно быть паров кислот и щелочей,
а также газов, вызывающих коррозию металлов и повреждение изоляции, а также
токопроводящей и взрывоопасной пыли.
Зарядное устройство рекомендуется
устанавливать в помещении,
соответствующем вышеуказанным требованиям на
горизонтальной подставке из
неметаллических
материалов высотой 500 мм
от уровня пола.
Место
установки должно обеспечивать:
-
удобные условия, установки, подключения,
обслуживания и осмотра;
-
расположение устройства рядом с нагрузкой;
-
надежное заземление.
Условия хранения
и эксплуатации зарядного устройства ЗУ-1Б(ЗР) в
части воздействия климатических факторов должно соответствовать условиям
"5". ГОСТ 15150-69 и группе С в части
воздействия механических факторов по ГОСТ 23170-78
9. Техническое обслуживание
9.1. Для
обеспечения нормальной работы устройства в течение всего срока службы необходимо раз в три месяца производить осмотр устройства,
очистку от
пыли и загрязнений,
подтягивание контактных электрических соединений.
9.2. Проверку встроенного амперметра
производить один раз в год
подключением последовательно с заряженной батареей образцового
амперметра магнитно–электрической системы класса точности не ниже 0,5.
Показания амперметров не должны отличаться более чем на 1,5 А.
|
1.
Назначение
1.1.Устройство зарядно-разрядное
ЗУ-1В(ЗР) и ЗУ-1Б(ЗР)* (в дальнейшем устройство) предназначено
для заряда
автомобильных стартерных кислотных аккумуляторных батарей
номинальным
напряжением 12В или 12, 24В* емкостью до 250 А-час и
предпусковой
подзарядки в
условиях автотранспортных предприятий и станций технического
обслуживания автомобилей.
Предпусковая подзарядка аккумуляторных батарей производят в двух
случаях:
-если
аккумуляторная батарея сильно разряжена вследствие длительного
саморазряда
или других причин. Время заряда 3-5 минут;
-если при
отрицательной температуре окружающего воздуха вследствие
переохлаждения электролита падает емкость и возрастает внутреннее
сопротивление
аккумуляторной батареи. Время заряда 6-10 минут.
1.2.Устройство позволяет
производить заряд и разряд одновременно до двух
однотипных
аккумуляторных батарей напряжением 12В на режиме 24В подключенных
последовательно
и проверку 1 АКБ под нагрузкой.
1.3. Регулировка зарядного и разрядного тока
плавная.
1.4
Устройство имеет встроеную нагрузочную вилку для
проверки 1 АКБ
1.5.
Устройство имеет защиту от токов короткого замыкания на выходных
проводах «+» и «-», неправильного подключения АКБ,
превышения зарядного тока.
1.6.Устройство
предназначено для эксплуатации в районах с умеренным
климатом, в
помещениях с искусственно регулируемыми условиями при
температуре
окружающего воздуха от 10°С до 35°С, относительной
влажности до
80% при
температуре 25°С и атмосферном давлении от 650 до 800 мм рт. ст.
1.7 Устройство соответствует
требованиям, обеспечивающим безопасность
потребителя согласно ГОСТ 12.2.007-75
2. Технические характеристики
2.1 Питание устройства сеть
однофазного переменного тока
напряжением 220+-20В
частотой 50+-2Гц
2.2 Максимально допустимый ток,
А, не более 25
2.3Выходные напряжения В 12 - 12,24*
2.4 Максимальная емкость АКБ
А/час
250
2.5 Количество одновременно заряжаемых АКБ в режиме 24В 1 - 2*
2.4 Максимальная потребляемая
мощность, кВт, не более
0.6 - 1,2*
2.5 Габаритные размеры , мм, не более
длина
400
ширина
360
высота
270
2.6 Масса, кг,
не более
15
3. Комплектность
3.1 Устройство зарядное,
шт.
1
3.2 Паспорт
1
* Применимо к устройство модели ЗУ-1Б(ЗР)
|
|
4. Устройство и принцип работы
4.1 Внешний вид устройства
показан на рис. 1
4.2 При
включении выключателя (3) загорается индикатор, что свидетельствует о подключении устройства к сети.
4.3 При
переключении тумблера (6) происходит выбор необходимого выходного напряжения
12 или 24В (путем отключения и добавления обмоток трансформатора)
Внимание, правильно выбирайте режим, в случае
не соответствия режима выходного напряжения с подключенным аккумулятором
устройство может выйти из строя!
4.4 Переключатель (9) переключает режимы работы «Заряд», «Разряд»,
«Проверка»
4.5.1 Амперметр (1) показывает
силу зарядного или разрядного тока, в зависимости от режима работы устройства
4.5.2 Вольтметр (10) показывает
напряжение на аккумуляторной
батареи во всех режимах работы.
4.6.1 Резистор (4) регулирует
величину зарядного тока в режиме «Заряд»
4.6.2 Резистор (5) регулирует
величину разрядного тока в режиме «Разряд»
4.7 Кнопка (12) служит для
подачи нагрузки и проверки АКБ в режиме «Проверка»
Внимание, в этом режиме допустимое входное
напряжение 12В или 1 аккумулятор
4.8.1 Светодиод (7) индицирует
работу устройства в режиме «Заряд» (зеленый-устройство готово к работе или
работает), (красный-аккумулятор еще не подключен или сработала
система защиты)
4.8.2 Светодиод (8) индицирует
работу устройства в режиме «Разряд» (зеленый-устройство готово к работе или
работает), (красный-аккумулятор еще не подключен или сработала
система защиты)
4.9 Клеммы (11) служат для подключения
аккумуляторной батареи
Внимание, пока аккумулятор не подключен к устройству на
выходных клеммах напряжение будет равно нулю
|
7. Порядок
работы
Порядок
работы при заряде батарей аналогичен порядку при проверке
исправности устройства, описанном в
предыдущем разделе.
7.1.Режим
Заряд
*При
одновременном заряде двух батареи соединяют между
собой последовательно в соответствии
с рис. 2.
Рис. 2
где А1 –
устройство зарядное
А2…А3-
аккумуляторные батареи
7.1.1 Переключателем 6 установите
количество подключенных батарей
7.1.2 Переключатель 9 перевести в
положение «Заряд»
7.1.3 Включите
выключатель сети 3, при этом должен "загореться" светодиод (7).
7.1.4 Подключите
АКБ (светодиод 7 должен перейти а режим «зеленый»)
7.1.5 Плавным
поворотом резистора 4 установите необходимый ток заряда, не
превышающий значения указанных в п. 2.2 контролируя его по амперметру 1
Внимание!
Превышение максимально допустимого зарядного тока может
привести к срабатыванию системы защиты, смотри пункт 6
7.1.6 Заряд батарей
проводите в соответствии с инструкцией по эксплуатации на батареи
аккумуляторные свинцовые стартерные, имея в виду, что зарядный ток должен
составлять 0,1от номинальной емкости батареи.
7.2. Режим «Разряд»
7.2.1 Переключатель 9
перевести в положение «Разряд»
7.2.2 Включите выключатель сети 3, при этом должен
"загореться" светодиод (8).
7.2.3 Подключите АКБ (светодиод 8 должен перейти а режим
«зеленый»)
7.2.4 Плавным
поворотом резистора 5 установите необходимый ток разряда, не превышающий
значения указанных в п. 2.2 контролируя его по амперметру 1
Внимание!
Превышение максимально допустимого разрядного тока
может привести к срабатыванию системы защиты, смотри пункт 6
7.3 Режим проверка (Только для 1 аккумулятора 12В)
7.3.1 Переключатель 9
перевести в положение «Проверка»
7.3.2 Подключите АКБ
7.3.3 Вольтметр 10
покажет напряжение на аккумуляторе без нагрузки
7.3.4 Нажать кнопку 12 и удерживая в течении 5 секунд для
подачи нагрузки.
|
|
6. Подготовка к работе
С
распакованного устройства снимите консервационную смазку и проверьте
комплектность.
Установите
входящую в комплект поставки розетку и подключите ее к сети так, как указано
в разделе "Указание мер безопасности".
Установите
следующие органы управления в исходные положения:
-
сетевой
выключатель 3 в положение "выключено"
-
переключатель 6
в положение 12 либо 24 в зависимости от количества подключенных
АКБ
-
резистор 4 с
выключателем должен быть выключен (в крайнее левое положение)
-
Переключатель 9
в положении заряд
Проверку
исправности устройства производите методом опробования.
Ниже
приводятся основные операции по проверке исправности устройства.
1.
подключите устройство к сети
2.
переключателем 6 установите количество
подключенных батарей.
3.
включите выключатель сети 3, при этом должен "загореться". он и светодиод 7(8)* «Стоп».
При этом выходное напряжение на выходных контактах будет отсутствовать до
подключения к ним АКБ.
4.
подсоедините аккумуляторную батарею к клеммам "+" и "-", соблюдая полярность (красный зажим «+», черный
зажим «-»). Если подключение проведено правильно в АКБ отсутствует КЗ
загорится светодиод 7(8)* «Заряд» после чего начинается подача зарядного тока
на АКБ.
5.
плавным поворотом резистора 4(5)* по часовой стрелке наблюдайте за
показаниями амперметра. При этом зарядный ток аккумуляторных батарей должен
плавно возрастать. В случае превышения допустимого зарядного тока сработает модуль защиты и загорится светодиод 7(8)* «Стоп»
подача зарядного тока прекратится.
6.
выключите устройство в следующей последовательности :
-
поверните
резистор 4(5)* против часовой стрелки до упора.
-
переведите
выключатель 3 в положение "выключено", светодиод должен погаснуть
- отключите аккумуляторные батареи
7. Проверка режима разряда осуществляется
аналогично только переключатель режима 9 должен стоять в положении
разряд.
8. Проверка аккумулятора под
нагрузкой: переключить переключатель 9 в режим проверка
Подключить один аккумулятор соблюдая полярность к
клемма при этом вольтметр 10 покажет напряжение на аккумуляторе без нагрузки,
нажав кнопку 12 и удерживая её в течении 5 секунд
наблюдать за падением напряжения на аккумуляторе под нагрузкой.
При срабатывании системы защиты на любом из режимов
необходимо выключить выключатель сети 3, отключить аккумулятор, подождать 3-5
секунд и опять возобновить работу с пункта 1
|
Рис
1.Внешний вид
1.
Амперметр
2.
Плавкая вставка (на задней панели)
3.
Сетевой выключатель
4.
Резистор регулировки зарядного тока
5.
Резистор регулировки разрядного тока
6.
Переключатель выходного напряжения (12-24В)*
7.
Индикатор работы в режиме заряд
8.
Индикатор работы в режиме разряд
9.
Переключатель режимов работы (Заряд-Разряд-Проверка)
10.
Вольтметр
11.
Клеммы подключения аккумулятора
12.
Кнопка подачи нагрузки в режиме проверка
* Только для ЗУ-1Б(ЗР)
|
|
Таблица 1
Перечень элементов
|
5. Указание мер безопасности
Внимание!
Отсоедините питание перед подсоединением или отсоединением батареи.
Предупреждение!
Взрывные газы. Беречь от огня и искр. Обеспечить необходимую
вентиляцию
при зарядке.
5.1. К работе с устройством
допускается персонал, изучивший устройство и
принцип его
работы, прошедший инструктаж и имеющий соответствующую
квалификационную группу по технике безопасности (не ниже третей).
5.2. При зарядке аккумуляторной батареи на
автомобиле полюс аккумулятора,
не
соединенный с шасси, должен быть присоединен первым. Другое присоединение
должно быть
сделано к шасси, вдали от аккумулятора и топливной линии. Затем
устройство
подключить к питающей сети. После зарядки отсоединить устройство от
источника
питания. Затем отсоединить от шасси и от аккумулятора в указанной
последовательности.
5.3.
Не следует располагать заряжаемые аккумуляторные
батареи вблизи устройства, так как кислотные пары действуют разрушающе на
металлы и изоляцию.
5.4.
Не реже одного раза в год необходимо проверять
сопротивление изоляции между входной цепью и вторичными цепями, а также
корпусом. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм при напряжении
500В(переключатель сети должен быть в положении
"I")
5.5.
В остальном, при
эксплуатации устройства руководствоваться " Правилами технической
эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных
предприятий"
5.6.
Розетка для включения устройства в сеть должна быть
установлена на рабочем месте и подключена к сети в соответствии с рис. 2. со
стороны контакта "фаза" на корпусе розетки необходимо сделать
пометку краской. При подключении вилки в розетку отметки на вилке и розетке
должны совпадать. Не допускается подключение к сети в бытовых условиях. При
повреждении шнура питания его следует заменить специальным шнуром или
комплектом, получаемым у изготовителя или его агента.
Рис.
3
|
|